• Главная
  • Медиа
  • Швейцарский совет по культуре ProHelvetia представляет российский тур дуэта «Hely».

Швейцарский совет по культуре ProHelvetia представляет российский тур дуэта «Hely».

17 Октября 2018
Швейцарский совет по культуре ProHelvetia представляет российский тур дуэта «Hely».
Швейцарский совет по культуре ProHelvetia представляет российский тур дуэта «Hely».
Швейцарский совет по культуре ProHelvetia представляет российский тур дуэта «Hely».

16 октября 2018г. в 19.00 в "Зрелищном Центре "Аэлита" жители томска и гости города могли услышать медитативный джаз известного швейцарского дуэта «Hely».

 

 

{!cut!}

«Hely»- это дуэт акустического фортепиано и ударных. Кажущаяся простота инструментального решения предъявляет крайне высокие требования и к содержанию музыки, и к техническому мастерству музыкантов. И музыканты эти требования вполне удовлетворяют.

Молодые швейцарцы — барабанщик Йонас Рутер и пианист Лука Фрисназывают свою музыку «транс-джазом», делая отсылку к одному из подвидов клубной танцевальной музыки. Но простое суммирование терминов не делает, разумеется, джаз привлекательным для танцпола (равно как и не делает транс уместным на консервативном джазовом фестивале). Речь идёт именно о гипнотической ритмичной модели создаваемой музыки, заставляющей слушателя втягиваться в происходящее и адаптировать себя к модели поистине бесконечной смены настроений и идей.

Кульминация каждой микро-пьесы, из которых складывается концерт Hely — это не та ключевая точка, когда следует аплодировать и заказывать следующий бокал вина; это кульминация внутри продолжающегося потока сознания, одно из многих равноправных  мгновений объёмного музыкального эпоса без конца и начала.

Отзыв Германа Преображенского, руководителя "Лаборатории нового искусства"

Этот концерт продолжил серию привозов в Аэлиту качественных европейских музыкантов. Уже более двух лет прошло как мы привозили Plastow, этот перерыв был связан с организационными трудностями. Но понимание того, что такие концерты в Томске и в Аэлите нужны, оставалось. В этот раз все получилось и я как зритель получил огромное удовольствие от этого концерта. Кроме того, на мне была часть организационной нагрузки, я встречал, общался и провожал участников коллектива Hely. Была возможность пообщаться и узнать немного больше о работе коллектива "изнутри". Hely - это довольно необычный дуэт: фортепиано и ударные, уже само по себе звучит экспериментально.

    • Коллектив базируется в Швейцарии, в Цюрихе. Участники работают вместе уже в течение 6 лет. В России впервые. Нынешний тур Hely из сибирских город затронул только Томск и Красноярск, остальные города — в европейской части России. 
      Кратко несколько впечатлений. Коротко - показалось, что не хватило продолжительности концерта, чтобы впечатление достигло наибольшей силы. Хотя я не представляю, что нужно было бы дальше играть после такой долгой во-многом импровизационной вещи, которой ребята заканчивали концерт. Они выложились, это было видно и контакт со зрителем был установлен на уровне сопереживания и тонкого понимания происходящего. 
      Меня поразила в хорошем смысле вещь, начавшаяся с провокативного почти "классического" соло на фортепиано, после которого последовала серия перекличек, неординарных, со сбивающимся ритмом и наконец завершившаяся соло на барабанах. По-моему, это грамотно простроенный ход, расчитанный как раз на чувственность зрителя и уровень его подготовки. 
      Впечатления самих участников дуэта Lucca Fries, piano и Jonas Ruther, drums. Они не ожидали что в Томске такой подготовленный зритель. Это было для них приятным сюрпризом. Возможно, они хотели бы поиграть подольше, но уже выстроили выступление таким образом, что после такой заключительной композиции можно было только выйти на бис и сыграть наиболее известную свою вещь из альбома Borderland. Затем, что еще они говорили, что зал очень уютный, приятно работать. Хорошо чувствуешь зал. Рояль очень понравился. Что он не новый, и в нем живет характер, у него свое настроение, он как соучастник. 
      Когда мы уже ехали на вокзал, Люка подкалывал Джонаса по поводу ухода в "латину" в импровизации. Потом прочитал на фейсбуке у них, что латина тоже часть характеристики, заявляемая в описании. 
      Я спросил их про музыкальное образование, про специфику обучения джазовой импровизации. Учились они в Швейцарии, в Школе джазовой музыки. Обучение длится 6 лет. Специально много времени посвящено именно импровизации. Вообще, как я понял, в Швейцарии музыкальное джазовое образование хорошо развито. 
      Возвращаясь к томскому концерту последовательность была такая: разгоночный блок из двух композиций, не слишком протяженных, на которых публика и музыканты подстраивались друг к другу. Затем одна или две небольших вещи и длинный концепт почти на 20 минут, о котором я уже говорил — здесь уже была достигнута полнота переживаний от пост-джаза (или как сами участники дуэта назвают "транс-джаза") , которую затем хотелось только длить и длить. Ну и выход на бис с наиболее известной вещью. Ну это я уже повторяюсь.
      В целом, если суммировать впечатления: мне было удивительно, что на наших инструментах, на которых занимаются и ребятишки из музыкальных кружков и проходят концерты наших томских коллективов. можно играть такую музыку и можно так вести разговор со зрителем. Когда научаешься чувствовать свободный ток импровизации. видишь диалог музыкантов и то, как меняется полотно звучания благодаря этому диалогу. 
      Томская публика - это хорошая умная публика, ей нужны такие концерты, нужны они конечно же чаще, чем это есть. У нас в основном такой классический джаз 60гг. с сопуствующим ему "барным" стилем общения и коммуникации. В то время как современное состояние джаза уже совершенно иное.
      В заключение, я хотел бы поблагодарить последовательно и директора Аэлиты Татьяну Петрук, за понимание того, что такой концерт (несмотря на то. что он не принесет
    • прибыли) нужен Аэлите и нужен томскому зрителю. Поблагодарить нашего менеджера Марию Долгую за организацию приезда. Звукорежиссеров Аэлиты Вениамина, Диму и Дениса, которые отработали хорошо я считаю этот концерт - когда мы пришли, все было готово к саунд чеку и организация концерта была в полном порядке. Да и зрителей, которые заполнили, при всем необилии рекламы (она шла только в группах) зал Аэлиты почти полностью. Я лично рассчитываю на продолжение этой пост-джазовой истории у нас.
Напишите сообщение…

 

К списку медиа

Посмотрите так же

Произведение «Ветер с поля»является своеобразной «визитной карточкой» МТФ "Разноветье"  и входит в основу песенного репертуара коллектива на протяжении многих лет. 
30 Января 2024
г. Томск, пр. Ленина, 78 (ост. ТЮЗ)
Администрация: +7 (3822) 51-44-36
Касса: +7 (3822) 51-17-04

 

Версия сайта для слабовидящих

Политика конфиденциальности
Во время посещения вами данного сайта Зрелищный центр «Аэлита» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.