Киноклуб

Главная / Проекты / Киноклуб

проект в области интеллектуального, арт-хаусного кино.
2004 - 2009 гг. ведущая Ада Бернатоните -- "Киноклуб в Аэлите"
2009 - 2012 гг. ведущий Андрей Самусев -- "Аэлитное кино"
2013 - по настоящее время, ведущий Герман Преображенский -- "Киносреда"

показ предваряется выступлением спикера или артиста, завершается обсуждением
периодичность - раз в неделю, продолжительность -- около 2 часов

О проекте вцелом
Кажется, что в том или ином виде кино в Аэлите существовало всегда. Люди, достаточно долго живущие в Томске, помнят как в советские годы в этом здании располагался кинотеатр "Пионер". По сути дела, большой зал Аэлиты -- это кинозал. Кино всегда было и всегда будет частью имиджа и программ культурной миссии Аэлиты.
Собственно, "аэлитовский период" характеризует демонстрация интеллектуального, фестивального, андеграундового кино, киноклассики. Такое кино требует комментария, творческого и специализированного оформления словом, обсуждениия после просмотра и обмена мнениями.
В новейший период киноклуб в Аэлите связан с именами трех ведущих: Ады Бернатоните (2004-2009), Андрея Самусева (2009-2012) и Германа Преображенского (с 2013). Их прямая речь по сути скажет больше.
Ада Бернатоните:
"Проект назывался "Киноклуб", существовал с 2004 по 2008. Хорошо помню первые фильмы "Аталанта", "Броненосец Потемкин". Первый сеанс был 8 февраля 2004 года, в течение двух месяцев 5-8 человек. А потом "Невыносимая легкость бытия", где люди высидели до конца, простив не очень хорошее качество андеграундной кассеты; "Мертвец" и это два первые аншлага. Смотрели то, под что говорилось, думалось, закрывались гештальты. Люди знакомились и даже женились. Я подсадила Томск на Вармердама, чем страшно горжусь. "Водку. Лимон" смотрели на курдском, армянском и русском без субтитров. Все смеялись и как будто даже никто не ушел, также было и с фильмом Стеллинга "Душка", который тоже смотрели на голландском".
Андрей Самусев:
"Проект назывался "Аэлитное кино". Поначалу мы смотрели фильмы, которые мне было интересно посмотреть и обсудить самому. Я пытался понять публику, кто ходит, зачем ходит. Как правило, я формировал программы на четыре просмотра - месяц. Вера Хитилова, Хирокадзу Корээда, "Театральный роман", Бертолуччи... Фильмы я подбирал не по формальным критериям, скорее по какому-то внутреннему чувству, интуитивному поиску сочетания.
В последствии мы пробовали балансировать на границе между около или почти массовыми жанрами и действительно интеллектуальным, авторским кино.
Я делал превью, сам делал видеоряд, давал сведения о фильме и после просмотра мы его обсуждали. Часто конечно приходилось в обсуждении брать инициативу на себя. Но я и не думал читать лекций по истории кино. Последние киноклубы становились все менее посещаемыми, теряли зрителей. А те, немногие, кто оставались, продолжали обсуждения за чашкой чая.
Я не придерживался хронологического принципа в предложении программ. Создавал общий эстетический контекст смотрения кино.
После того, как проект завершился, я вспоминаю его и думаю, что мне сейчас уже не нужна аудитория для того, чтобы смотреть хорошее кино. Я могу делать это дома, в более приятной атмосфере, в кругу друзей, ждущих от меня более тонкого подхода и более редких деталей о том или ином кино. Когда можно это обсуждать спокойно, содержательно и доброжелательно. Мое мнение -- сейчас кино все более и более становится развлечением, аттракционом. Стандарт кино как соборного искусства, приспособленного для коллективного просмотра, сейчас уходит. С облегчением доступа к редкому кино, а, с другой стороны, с появлением голограмм в кино и 3D, эстетика, философия кино уходят на второй план. Обсуждение во многом теряет смысл. Не знаю, есть ли у проекта будущее..."
Герман Преображенский
"Моя история с кино в Аэлите носит название "Киносреда", потому что каждую среду вечером мы собираемся для того, чтобы смотреть кино. Я сформировал определенный формат, по принципу монтажа: вначале выступает музыкант, поэт, ученый или просто интересный человек рассказывает о своей жизни, затем мы смотрим кино, а после оцениваем эффект от сочетания первого и второго. За это время мы посмотрели 95 фильмов. Список здесь. Людей не всегда было мало, бывали и хитовые показы. Вообще, люди любят смотреть кино сообща. Просто часто сложно себя заставить просто выйти из дома. Спасибо всем, кто участвует, кто приходит..."